ИНТЕРНЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ

#Простые правила: делаем интернет безопасным вместе!

Информационная безопасность

01.04.2024

КИБЕР - ВИКТОРИНА

01.04.2024

ВНИМАНИЕ! БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦСЕТЕЙ

Безопасный интернет

На сколько защищён Ваш ребенок в сети Интернет?

 

Чтобы узнать, на сколько защищён Ваш ребенок в сети Интернет, пройдите тест.

свернуть

Правила безопасности поведения в интернете

Распространенный способ выманивания персональных данных – введение в заблуждение в ходе разговора в мессенджере

Наиболее распространенный способ выманивания персональных данных – введение в заблуждение в ходе разговора в мессенджере.

Совершая звонок в мессенджере, злоумышленники представляются работниками банков, сообщают что в настоящий момент осуществляются подозрительные операции по банковской платежной карте или по вкладу. «Для установления личности» предлагают назвать свои данные, в том числе данные карты и личный номер, а также коды из смс-сообщений. В большинстве случаев злоумышленники обращаются по имени, могут также назвать последние 4 цифры банковской карты.

В Новополоцке местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов, переведенных с нескольких ее счетов.

Злоумышленники настаивают на проведении отмены операций. Для этого предлагают установить указанную ими известную программу удаленного доступа к устройству. Затем, чтобы проверить баланс счета, просят войти в свой интернет-банкинг. В свою очередь, установленная программа предоставляет злоумышленникам возможность видеть все происходящее на телефоне или компьютере, в том числе введенный пароль для входа в банкинг.

После телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, в ходе разговора в мессенджере представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к  компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.

Злоумышленники также представляются сотрудниками правоохранительных органов. Под предлогом совместного разоблачения недобросовестного сотрудника банка, который используя ваши данные, оформил заявку на кредит от Вашего имени. Убеждают взять еще несколько кредитов и перевести их на «специально созданный защищенный счет», а после окончания «спецоперации» вернуть все деньги. При этом суть этой «спецоперации» необходимо держать в тайне.

Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.

В августе и сентябре в Орше пожилой мужчина и рабочий завода в трёх банках взяли кредит на сумму более чем на 17 и 15 тысяч рублей каждый и, доверяя собеседникам из Viber, исполнили задания – перевели деньги на указанный киберпреступниками счет. Аналогичное преступление случилось в Витебске, рабочая крупного предприятия наличными взяла два кредита в банках на сумму более 9 тысяч рублей и через терминал перевела их на указанные ей злоумышленниками счета. И это только некоторые примеры.

Новым способом мошенники получают реквизиты банковской карты через детей держателей карт, в ходе общения в соцсетях под видом сверстников.

11-летняя девочка в ходе «дружеской» двухнедельной переписки в социальной сети с виртуальной подружкой, по ее просьбе передала собеседнице фотографии платежной карты матери, тем самым сообщив персональные данные. Заполучив данные карты, злоумышленники перевели с нее все имеющиеся средства. В ходе общения с ребенком, можно попросить передать и другие данные, такие как фотографии паспорта или смс-коды, что может повлечь открытие онлайн-кредита.

Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например фото банковской карты.

Взломав аккаунт студентки витебского ВУЗа, от ее имени отправили сообщение с просьбой оказать материальную помощь на указанную банковскую карту в связи со скоропостижной смертью ее матери. Или от имени сестры, прислали сообщение с просьбой оплатить кредит, так как в этом месяце много потратила, а деньги вернет после зарплаты.

Или например другое сообщение: «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»

Злоумышленники также пользуются методом фишинга, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца. Фишинговый сайт – это страница сайта созданная как точная копия настоящей. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК). Поддельные страницы присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар, на который оформлена доставка. В таком случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, в том числе и  онлайн-консультанта. Злоумышленники убеждают продавца товара ввести данные банковской карты, включая имя владельца, полный номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны карты. Данные, которые заполучает создатель страницы, дают ему возможность перевести все деньги с карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или цифре.

Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by, belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ 

 

  • Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
  • Подключить услугу «3D Secure» и установить лимиты на суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).
  • Не устанавливать программы и не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.
  • При поступлении звонка в мессенджере от работника банка, закончить разговор и перезвонить в банк самостоятельно.
  • При онлайн-оплате, в том числе услуг такси, проверять адрес сайта и использовать отдельную карту (виртуальную), хранить на ней небольшие суммы.

 

Актуальная информация о совершаемых киберпреступлениях доступна в Телеграм-канале «Цифровая грамотность»: https://t.me/cifgram

 

 

свернуть

Телефонные мошенники

Осторожно! Мошенники в интернете

Осторожно, мошенники

ВАШИ ДЕНЬГИ В ВАШИХ РУКАХ

с 16 по 18 ноября 2022 года на территории Первомайского района г.Витебска пройдут комплексные  профилактические мероприятия "Ваши деньги в ваших руках"

 

 

свернуть

Осторожно! Мошенники!

Внимание! Защитите себя от кибермошенничества

Как обезопасить свою банковскую карту

Научите ваших родителей финансовой грамотности

Соблюдайте цифровую грамотность!

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРПРЕСТУПНИКА

1. НЕОБХОДИМО: создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам; использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы; доверять только проверенным менеджерам паролей
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: использовать повторения символов; хранить пароли на бумажном носителе; использовать в качестве пароля свой логин; сохранять пароли автоматически в браузере; использовать биографическую информацию в пароле.
2. БЕЗОПАСНЫЙ Wi-Fi
НЕОБХОДИМО: отключить общий доступ к своей Wi-Fi точке, даже если у вас "безлимитный" интернет; использовать надежный пароль для доступа к вашей Wi-Fi точке; деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым Wi-Fi точкам.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам Wi-Fi в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.
3. ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ
НЕОБХОДИМО: использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: переходить по непроверенным ссылкам; вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https)
4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
НЕОБХОДИМО: подключать двухфакторную аутентификацию; использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытый (только для привязки устройств и средств их защиты) и открытый (для переписки, подписок и т.д.); использовать СПАМ-фильтры.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: реагировать на письма от неизвестных отправителей: скорее всего это спам или мошенники; открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю и узнайте, что это за файл.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОЦСЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ
НЕОБХОДИМО: устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников; обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ; обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе; использовать указание геолокации на фото в постах; отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях - лучше напишите об этом администратору ресурса; употреблять ненормативную лексику при общении.
6. ЗАЩИТА БАНКОВСКИХ КАРТОЧЕК
НЕОБХОДИМО: Хранить в тайне пин-код карты; прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода; оформить отдельную карту для онлайн покупок и не держать на ней большие суммы; использовать услугу "3-D Secure" и лимиты на максимальную сумму онлайн-операций; скрыть CVV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке; сообщать CVV-код или отправлять его фото; распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), "логин" и "пароль" доступа к системе "Интернет - банкинг"; сообщать данные, полученные в виде SMS- сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3-D Secure и т.д.

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА киберпреступлений!

КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРПРЕСТУПНИКА! БЕРЕГИТЕ СВОИ ДЕНЬГИ!

ФИШИНГ

ОСТОРОЖНО! Мошенники в интернете.

Как обезопасить свою банковскую карточку

Безопасность банковской карты

Быть хакером: не развлечение, а преступление!

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРПРЕСТУПНИКА
ОСТОРОЖНО, ВИШИНГ!
ВИШИНГ