Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа №16 г. Витебска имени М.И. Дружинина
Важнейшим фактором становления личности ребенка является его психологическая безопасность, которая заключается в отсутствии опасных условий для психического развития, исключаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.
Внешние источники психологической угрозы:
- Недостаточное внимание к воспитанию ребенка
- Манипулирование ребенком со стороны взрослых
- Агрессивное поведение взрослых по отношению к ребенку
- Враждебная агрессивная среда дома, в школе или на улице
- Необоснованные запреты
- Нарушения личностных границ ребенка
- Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка
- Авторитарный стиль воспитания
Внутренние источники психологической угрозы:
- Негативные привычки, которые сформировались у ребенка
- Низкая самооценка
- Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность
- Недоверие к миру, когда ребенок не чувствует себя защищенным (нарушается привязанность к родителям)
- Невнимательность и неконтролируемость своих действий
- Отсутствие ответственности за свои поступки
- Болезненные эмоции и чувства. Неумение ими управлять
Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка:
Для обеспечения психологической безопасности стоит внимательно относиться к тому, как вы ведете себя с детьми и при детях. Никогда не конфликтуйте в семье при ребенке, не проявляйте к нему или другим членам семьи агрессию.
Старайтесь строить доверительные взаимоотношения, не высмеивайте детей.
Проанализируйте свое собственное родительское отношение к ребенку, обоснованы ли претензии, неудовольствия. Давая указания, аргументируйте их целесообразность.
Наказывайте ребенка только после разбирательств и справедливо. Наказание должно соответствовать возрасту и недолжно включать физическое или психическое насилие.
Разговаривая с ребенком, не читайте нотации, не ругайте его, лучше расскажите о личном примере, который помог справиться с данной проблемой.
Понимайте и принимайте любую эмоцию ребенка: «Да, так бывает, что я сейчас могу для тебя сделать?»
Научитесь сами и научите своего ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя.
Защищайте своего ребенка всегда, давайте ему поддержку. Дома, в спокойной обстановке вы можете разобраться в причинах и вместе исправить последствия.
Обращайте внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, старайтесь ограждать детей от сцен насилия и от опасных ситуаций.
Обратитесь к психологу, если необходима помощь.
Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей. Помните, что у ваших детей будет своя жизнь, не заставляйте их проживать жизнь за вас, достигая за вас каких то целей. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ведь я когда-то не смог», и не в том чтобы «она стала учителем, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, выбрать свой неповторимый путь и стать полноценным и счастливым человеком!
Психолог отдела общественного здоровья Андрушкевич Т.В.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-11-х КЛАССОВ
«О ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте, - во дворе или на дискотеке.
Сегодня 60 % школьников подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».
ПОМНИТЕ! Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.
НУЖНО ЛИ АНКЕТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
Да - если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка.
Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:
Что делать, если вы заподозрили неладное? Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.
Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
При положительном результате Вы испытываете:
ПОМНИТЕ! Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.
ПОМНИТЕ! Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.
КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ)
ПОМНИТЕ!
Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист.
Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь.
Вы все это знаете... Теперь главное – понять.
ПРОЧИТАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ.
НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ!
Сказать «нет» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.
Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза.
Твой голос должен быть твердым и уверенным. Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.
Некоторые примеры или сценарии отказа:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
Насилие в семье часто провоцируется взаимодействием различных личностных и ситуативных факторов. Остановимся более подробно на наиболее существенных из них.
Личность ребенка как фактор насилия. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что целый ряд особенностей личности и развития ребенка могут вызвать в родителе агрессию, недовольство, раздражение и последующее за этим насилие.
Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:
- нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;
- недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
- дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим;
- дети с врожденными или приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственными или хроническими заболеваниями, в том числе и психическими);
- с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, агрессивность, непокорность, непослушание, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);
- с определенными свойствами личности (апатичность, замкнутость, равнодушие, чрезмерная зависимость, лживость);
- с привычками, действующими на нервы родителям (грызение ногтей, ковыряние в носу, кривляние, манипулирование гениталиями);
- с низкими социальными навыками (несамостоятельные, некоммуникативные, не имеющие друзей);
- с особенностями внешности, отличающейся от других или тяжело переживаемой родителями, с которыми они никак не могут примириться («ушастые», «сутулые», «кривоногие», «толстые»);
- дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.
Каждая из перечисленных выше особенностей или их комбинация увеличивают в семье дистресс и вероятность проявления насилия к ребенку.
Личность родителя как фактор насилия. Физические, индивидуальные и личностные особенности самого родителя и его способность налаживать коммуникацию с ребенком также могут провоцировать насильственное поведение.
Особенности личности родителя. Как было установлено, риск насилия взрослого над ребенком возрастает, если родители обладали такими психологическими качествами и свойствами, как ригидность, доминирование, тревожность, быстрая раздражительность(особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и нарушенные процессы самоидентификации.
Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильную «помеху». У них наблюдается негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдают от стресса.
Низкий уровень социальных навыков. Для таких родителей характерно отсутствие умений вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом часто срабатывает такой механизм психологической защиты, как отрицание – наличие проблемы игнорируется, чтобы не принимать помощь окружающих. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинений в родительской некомпетентности, стыд, вину и т. д.
Психическое здоровье родителя. Определенные психопатологические отклонения у родителей, их невротичность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.
Родители, склонные к насилию, могут страдать некоторыми расстройствами личности и нарушениями поведения. Например, у лиц, страдающих синдромом зависимости, присутствуют изменения личности и аффективные нарушения, которые приводят в дальнейшем к психопатизации личности. Их характеризует перемена настроения в отношениях с людьми, нарушение самосознания, отсутствие ясных и постоянных целей, отсутствие контроля над своими желаниями и действиями. Ригидность, социальная нетерпимость, конфликтность детерминируются категоричностью мышления, склонностью к крайним эмоциям и манере поведения, которые часто переходят границы и приводят к насилию. Родитель с делинквентным поведением, может крушить, причинять телесные повреждения окружающим. Он не в состоянии планировать и контролировать свои действия, импульсивен и склонен к насилию, у него снижен инстинкт самосохранения, и он также беспечен по отношению к своим родным.
Алкоголизм и наркомания родителей. Аффективные и поведенческие нарушения, вызванные различными психофармакологическими проблемами: агрессивность, раздражительность, ослабленный контроль над своим поведением, нарушения координации, сниженная критичность, деформация личности – увеличивают риск насилия над детьми. Часто в результате опьянения или наркотизации процессы торможения ослабевают, резко ухудшается внимание и способность мыслить, снижается самоконтроль и критическое восприятие себя и своих действий, что приводит к неадекватной оценке происходящего. Так, малейшее невыполнение ребенком зачастую противоречивого распоряжения или запрета может вызвать сильный аффект ярости и агрессии. Тот же механизм может срабатывать и при сексуальном насилии: в состоянии опьянения растормаживается половое влечение, утрачивается контроль и критика, в результате это приводит к злоупотреблению ребенком.
Неразвитость родительских навыков и чувств. Некоторые родители не понимают потребностей ребенка, не способны оценить его умения и способности, в результате чего предъявляют к нему требования, которые он не может удовлетворить. У родителей, склонных к проявлению насилия, часто отсутствуют коммуникативные навыки, позволяющие им справиться с агрессивным поведением ребенка. Они убеждены, что ребенок существует для удовлетворения их эмоциональных потребностей и что он должен быть послушным, чутким, ласковым, понятливым, не огорчать, а только любить их и радовать.
Структура семьи и модель общения как факторы риска. Исследования показывают, что факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми, достаточно многочисленны:
Неполные и/или многодетные семьи. Часто из-за более тяжелого материального положения, занятости на работе, дефицита свободного времени у родителей, неравномерного распределения внимания детям неполная или многодетная семья создает больше предпосылок для переживания стресса, чем обычная. Нестабильность семьи, которая существенно затрудняет формирование семейной системы, является серьезным стрессогенным фактором, как для родителя, так и для детей (например, когда мать часто меняет сожителей). Во-первых, отношения между детьми и сожителем складываются по-разному и часто неопределенны из-за статуса «нового» члена семьи; во-вторых, они отличаются непостоянством, в-третьих, могут быть обусловлены своеобразной, «центрированной на сожителе» позицией матери.
Семьи с отчимом или приемными родителями. Как показывают многочисленные исследования, например, риск сексуального насилия над девочкой в семьях с отчимом увеличивается.
Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Как уже отмечалось, родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями, при доминирующей гиперпротекции, применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с неустойчивым стилем воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, как следствие этого – несформированная и неэффективная психологическая поддержка и низкий уровень семейной сплоченности.
Проблемы между супругами. Финансовая, психологическая, сексуальная неудовлетворенность супругов, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и теплоты влияют на психологическое благополучие матери и в конечном итоге определяют ее отношение к детям.
Межпоколенная эстафета. Как уже отмечалось ранее, родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие или пренебрежительное отношение, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили модель агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи. И здесь снова необходимо обратиться к механизму «идентификации с агрессором». Ребенок, с которым плохо обращались, отождествляет себя со своим родителем-насильником и учится тому же. Насилие для таких ставших взрослыми детей – наиболее приемлемый и привычный способ разрешения межличностных конфликтов и дисциплинирования собственных детей.
Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. В семьях, где между родителем и ребенком не формируются отношения привязанности, существенно возрастает риск проявления насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребенка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для подражания и приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали, формирования умения решать собственные проблемы, устанавливать необходимые эмоциональные связи.
Кроме того, у родителей, применяющих физическое и сексуальное насилие, может быть нарушено адекватное восприятие своего ребенка. В частности, в семьях с жестоким обращением с детьми можно наблюдать феномен «перевертывание ролей», когда родители ждут от детей удовлетворения своих желаний и выполнения некоторых родительских обязанностей (например, стирки белья, приготовления пищи, уборки, ухода за другими детьми и т. д.). Если ребенок в роли «родителя» не выполняет свои обязанности, то его наказывают. Эта же схема используется и в семьях с инцестными отношениями: отец общается с дочерью как с супругой или любовницей, причем мать выступает в роли «жены» либо игнорируется, либо сама отказывается от выполнения этой роли. В этом случае именно ребенку приходится нести ответственность за сексуальную удовлетворенность своего отца, а также за сохранение семьи.
Эмоциональная и физическая изоляция семьи. Изоляция проявляется в отсутствии социальных контактов, формальной и неформальной поддержки. В частности, отсутствие кого-то из близких, с кем можно было бы поделиться проблемами, кому можно было бы довериться, на кого можно было бы оставить ребенка, чтобы уделить время себе, отстранение одного из родителей от воспитания ребенка и пр.
Социально-экономические факторы насилия в семье. К такого рода факторам, провоцирующим проявление насилия, относятся: низкий доход семьи и постоянный дефицит денежных средств; безработица или временная работа, низкий трудовой статус родителей (работающие родители меньше склонны к насилию); размеры и состав семьи; возраст родителей; принадлежность к групповому (этническому, религиозному) меньшинству; плохие жилищные условия; отсутствие социальной помощи и пр.
Такие хронические стрессовые ситуации часто вызывают у родителей фрустрацию и чувство беспомощности и оказывают существенное влияние на психологический климат в семье. В результате ребенок может стать, а часто и становится, объектом стрессовой разрядки.
ДЕТИ, ПОДВЕРГШИЕСЯ ФИЗИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ
Как показывают различные международные исследования, каждый день по причинам несчастных случаев из-за жестокого обращения с детьми или отсутствия должной заботы о них погибают 3 ребенка. Более чем в половине всех случаев нанесения детям телесных повреждении они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают тяжелые физические повреждения чаще, чем дети старшего возраста.
В большинстве случаев физические наказания детей имеют место в семьях с низким социально-экономическим статусом.
Физическое насилие — это насильственные и другие умышленные, намеренные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания, включая избиения, ожоги, кусание, удушение, ошпаривание, приводящее к ожогам, наказание («лупцевание») ремнем или другими предметами, переломы костей или серьезные повреждения внутренних органов, наносящие ущерб его развитию, здоровью и жизнедеятельности.
Индикаторы физического насилия
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: следы укусов; синяки; кровоподтеки; царапины; шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли); ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; высокая вероятность травматизации или частых повреждений; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов; необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств. О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы различных сроков давности (раны, кровоподтеки и т. д.).
К поведенческим индикаторам относятся: избегание физических контактов с другими людьми; застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка); чувство страха, возникающее при криках или плаче других детей; ношение закрытой одежды, чтобы преднамеренно скрыть повреждения; отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин происхождения повреждений; страх перед родителями; частые опаздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу/детский сад и очень поздний уход домой; испытание трудностей, когда необходимо быть вместе с другими; неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, избегание, готовность и позволение «без протеста» делать другим с собой все что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; случаи причинения себе вреда – саморазрушительное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движениях или контактах; большой опыт побегов из дому; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего физическое насилие по отношению к детям, можно отнести наличие многочисленных личностных и супружеских проблем; экономический стресс; ситуацию, когда родитель(и) в детстве сам подвергался насилию; длительное употребление алкоголя или наркотиков; психическая неуравновешенность; социальная изоляция; рассмотрение ребенка как источника всех бед или зла; небольшой или полное отсутствие интереса к благополучию ребенка; необъяснимо презрительное, пренебрежительное отношение родителя к ребенку; безразличие к боли ребенка; семейные традиции жестокого дисциплинирования ребенка; непоследовательное (противоречивое) или уклончивое объяснение причин появления телесных повреждений у ребенка; возложение на ребенка ответственности за повреждения; постоянная критика, необоснованные требования к ребенку; обращение к различным врачам или в больницу после каждого случая нанесения телесных повреждений.
Последствия физического насилия
Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах.
Травматические стрессовые реакции. Состояния страха и тревоги – достаточно типичные реакции ребенка на угрозу физического насилия. Кроме того, они могут проявляться в нарушении сна, бессоннице, плохом аппетите, психосоматических жалобах. Часто страх имеет генерализованный характер, т. е. распространяется не только на насильника, но проявляется в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых.
Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение детей, подвергшихся физическим наказаниям, часто сопровождается агрессивным деструктивным поведением дома и в школе. Они отличаются задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам, бесконтрольностью поведения. Это свидетельствует о серьезных нарушениях поведения. С одной стороны, их проблема связана с недостаточным контролем над импульсами, с другой – базируется на идентификации с их родителями, склонными к насилию, как основной защите против чувства тревоги и беспомощности. Часто вовлекаются в преступные и антисоциальные действия. У таких детей обычно мало друзей, потому что, с одной стороны, ровесников часто пугает их взрывное, импульсивное поведение, а с другой – они сами отдаляются от окружающих из-за боязни причинить боль другим людям.
Подозрительность и недоверие. Детям, которые испытали родительское предательство, подвергались насилию, физическим наказаниям, словесным оскорблениям, а также побывали в роли «козла отпущения», очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми. Они не ожидают от своих родителей ни поддержки, ни заботы, ни помощи. Они могут также считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы.
Депрессия и суицидальное поведение. У детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения. Дети, подвергшиеся физическим оскорблениям, демонстрируют саморазрушительное поведение в таких формах, как причинение увечий самим себе, суицидальные реакции, суицидальные попытки и желания.
Низкая самооценка. Дети учатся рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением. Их низкая самооценка со временем маскируется компенсаторной грациозностью и фантазиями всемогущества.
Нарушения в развитии и познавательной деятельности. У детей наблюдаются нарушения функций речи и языкового развития как результат заторможенности этих функций вследствие наказаний за плач и крики.
Нарушения в сфере межличностных отношений. Подвергавшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети, выросшие в нормальной обстановке.
Нарушения центральной нервной системы. При отсутствии ярко выраженных повреждений головы, у этих детей могут наблюдаться «мягкие» симптомы нарушений в деятельности центральной нервной системы. Тем не менее, есть основание полагать, что именно многочисленные лишения, такие как ненормальное воспитание в детстве, «бедное» внутриутробное развитие, отсутствие заботы в младенческом возрасте, дефицит питания, неполная сенсорная стимуляция могут приводить к подобным симптомам.
Потеря интереса к школе. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации и повышенной рассеянности, гиперактивности, специфических учебных затруднений. Дети, выросшие в атмосфере физического насилия, часто являются источниками многих конфликтов в школе из-за своего агрессивного поведения по отношению к другим детям и взрослым, а также из-за низкого самоконтроля.
Плохая успеваемость детей с посттравматическим стрессовым расстройством зачастую обусловлена трудностями концентрации внимания, так как их мысли постоянно заняты проблемой собственного существования в качестве жертвы, а также титаническими усилиями, направленными на вытеснение всплывающих травматических воспоминаний. Социальная изоляция ребенка может распространиться на все школьное окружение и постепенно привести к уклонению от обучения.
ДЕТИ, ПОДВЕРГШИЕСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ
Пренебрежительное отношение (родительская небрежность, детская запущенность) – умышленное ограничение биологических потребностей ребенка или создание неблагоприятных условий для их удовлетворения, а также недопустимые действия, наносящие ущерб развитию и жизнедеятельности ребенка.
Плохое обращение с ребенком существует в контексте межличностных отношений, и эти отношения психологически являются оскорбительными: манипулятивными, отвергающими или унижающими. Между тем эта психологическая травматизация может оказаться не менее серьезной, чем физические страдания ребенка. Часто такие взаимоотношения родителей и ребенка квалифицируются как эмоциональное или психологическое насилие.
Эмоциональное или психологическое насилие — преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям. Включают в себя наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за уважительное отношение к себе и потребности, необходимые для установления нормальных социальных взаимоотношений. От кого бы ни исходило психологически жестокое обращение с ребенком – родителей, педагогов, братьев, сестер или сверстников — в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми.
Формы психологического насилия
Психологически жестокое обращение с ребенком может принимать различные формы.
Отвержение. Активное отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.
Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.
Унижение. Прилюдное унижение ребенка или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ и бранных слов. Самооценка и самоуважение ребенка снижаются частыми оскорбительными нападками на его достоинство, знания или умственные способности.
Запугивание. Терроризирование ребенка с целью формирования стабильного чувства страха, поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы, принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому. Ребенок, слышащий угрозы типа: «Будешь плохо себя вести – голову оторву!», удерживается взрослыми в состоянии постоянного страха. Более хитрая форма запугивания проявляется тогда, когда родители оставляют расшалившегося ребенка на улице, где он оказывается незащищенным от опасности.
Изоляция. Отстранение ребенка от нормального социального общения, запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях может быть формой психологического насилия. А некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка в темной комнате, шкафу, кладовке, сарае, можно рассматривать и как запугивание.
Эксплуатация. Предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих его возрасту, требований. Кроме того, использование невинности или слабости ребенка (наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие).
«Торговля» запретами. Манипулирование ребенком с использованием негативного подкрепления (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять).
Моральное разложение. Коррумпирование, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Индикаторы психологического насилия
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание; ночной и/или дневной энурез; психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо; замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Кповеденческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и самоуважения; переживания фрустрации; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипчивость» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего психологическое насилие по отношению к детям, можно отнести предъявление ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку, суровые наказания; чрезвычайно критичное отношение к ребенку, постоянные обвинения в чем-либо; проявления злости и запугивание ребенка.
В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать эмоциональное напряжение из-за неадекватной реакции взрослого или другого ребенка: страх, гнев, горе, унижение, волнение, подавленность и т. д. Как известно, продолжительное эмоциональное напряжение может тормозить нормальное психическое развитие ребенка. При такой ситуации развития эмоциональная жизнь ребенка становится однобокой, затрудняется как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится распознавать и понимать чувства других людей, адекватно реагировать на них.
Похвала, благодарность, радость и чувство гордости – естественные реакции «нормальных» родителей на успех ребенка. Однако случается, что родители проявляют равнодушие и раздражение. Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с такими реакциями родителей в ответ на его положительное поведение и чувства, быстро «теряет» мотивацию достижений. Он делает вывод, что проявлять радость от своих достижений и связанное с этим чувство удовольствия неприемлемо, а иногда даже опасно.
При неустойчивом, непоследовательном отношении со стороны родителей ребенок воспитывается в условиях эмоциональной депривации и часто становится жертвой эмоционального и психологического насилия. Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в семьях с таким стилем воспитания, а также невозможность поделиться с кем-либо своими переживаниями и хоть как-то снизить эмоциональное напряжение приводит к «замораживанию» эмоций. Возникает так называемая аффективная тупость, которая становится своеобразным механизмом защиты, обеспечивающим выживание в такой ситуации.
ДЕТИ, ПОДВЕРГШИЕСЯ СЕКСУАЛЬНОМУ НАСИЛИЮ
Обычно жертвами сексуальных действий являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто – в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло (т. е. заключить договор молчания). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят.
Как показывают различные международные психологические исследования, жертвами сексуального насилия в семье, как правило, бывают девочки. И хотя считается, что к насильственным действиям по отношению к детям прямо или косвенно причастны оба родителя, доля мужчин здесь составляет почти 95%. В большинстве случаев насильники знакомы детям. Среди родственников наиболее часто насилие совершается отчимом, опекуном, реже – отцом, братом или дядей.
Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или самого ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями.
На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между этими двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека, а также возможностью ребенка «уйти» из ситуации.
Индикаторы сексуального насилия
Сексуальные индикаторы, характерные для младших детей и подростков:
- реплики, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай. Например, ребенок, наблюдая за целующейся парой по телевизору, говорит: «а сейчас дядя засунет свой пальчик в тетю»;
- рисунки на сексуальные темы. Например, ребенок рисует сцену фелляции;
- сексуальное взаимодействие с другими людьми. Например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям (может свидетельствовать об идентификации с насильником), сексуальная активность в отношении сверстников (может указывать, что ребенок получает некоторое удовольствие от насильственных действий), сексуальные предложения или жесты старшим людям (может сигнализировать о том, что ребенок воспринимает и расценивает сексуальную активность как необходимый атрибут взросления);
- сексуальные действия с животными или игрушками. Например, ребенок может имитировать фелляцию со своей собакой или разыгрывать сценку секса, играя с куклами;
- беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами;
- сексуальное преследование девочек сверстниками или взрослыми.
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее белье; боль или зуд в половой области; синяки в области половых органов; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера;запоры; нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции; венерическая болезнь; беременность.
К поведенческим индикаторам относятся: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессоницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настаивание на том, чтобы был включен ночник; регрессивное поведение, включая: сосание большого пальца, энурез, недержание кала; инфантильное поведение или другие проявления зависимости; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки напуганности; страх перед людьми определенного типа; импульсивность, неусидчивость (более характерна для жертв мальчиков), деструктивность; суицидальные попытки или рискованное поведение; жестокость к животным (более характерна для жертв мальчиков); резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дому; необычайная искушенность и несоответствующая возрасту просвещенность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителем, взрослым.
Для детей подросткового и юношеского возраста характерны нарушения пищевого поведения (булимия и анорексия); побеги из дому; токсикомания; попытки самоубийства и членовредительства; недисциплинированность; депрессия, социальная изоляция; асоциальное и делинквентное поведение.
Последствия сексуального насилия
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Реакции ребенка на совершенное сексуальное насилие могут быть самыми разными.
Травматические стрессовые реакции. Состояния страха и тревоги относятся к тем симптомам, которые возникают у этих детей как непосредственные, так и отсроченные реакции на травму. Нарушение сна (беспокойный сон), бессонница, плохой аппетит, психосоматические жалобы, всепоглощающая тревога являются отсроченными последствиями надругательства. Эти дети часто распространяют свой страх не только на насильника. Он проявляется в избегании других взрослых и лиц, пользующихся авторитетом.
Рассмотрение последствия сексуального насилия, пережитого ребенком, требует учета его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция ребенка на подобную травму проявляется по-разному:
- детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, инфантильные сексуальные игры;
- у дошкольников на первый план также выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, чувства вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регрессивные реакции, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация), в меньшей степени — психосоматические симптомы;
- у детей младшего школьного возраста чаще всего возникают амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувства стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, а в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
- для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, однако могут добавляться также депрессия, диссоциативные эпизоды – чувство потери ощущений, а в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
- для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, а в поведении: попытки суицида, уходы из дому, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения.
Косвенными признаками, указывающими на наличие травматического опыта, может стать повышенная тревожность дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами, чего раньше не наблюдалось.
Подозрительность и недоверие. Детям, которые подверглись сексуальному насилию или оскорблению и тем самым испытали или пережили родительское предательство, очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми, что существенно сужает круг их общения. Они больше не ожидают от своих родителей любви, признания, поддержки и помощи в реализации себя. Они могут считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы. Причем их подозрительность может распространяться на всех мужчин, а иногда и женщин.
Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными и непредсказуемыми.
Депрессия и суицидальное поведение. У этих детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью, тоской, грустью и неспособностью испытывать приятные ощущения, радость и наслаждение. Тяжелая депрессия, сопровождаемая чувством униженности, состоянием чрезвычайной уязвимости и ощущением вторжения в их «интимную» зону. У детей старшего возраста, преимущественно подростков, переживших сексуальное насилие, глубокая депрессия часто сочетается с суицидальным поведением. Аутоагрессивное поведение выражается в действиях, направленных на нанесение себе травм, попытках суицида и мыслях о суициде.
Чем тяжелее травма при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия. У детей, подвергнувшихся сексуальным злоупотреблениям, в дальнейшем могут возникнуть более серьезные эмоциональные нарушения.
Гиперсексуальность. У этих детей отмечается высокий уровень (низкий порог) сексуального возбуждения и они легко достигают оргазма. Они не способны отличать нежные и любовные отношения от сексуальных. Поэтому либо часто возбуждаются лишь от физических прикосновений, либо как защитное поведение демонстрируют психологическую холодность и закрытость. Дети всех возрастов, подвергшиеся сексуальному насилию, сексуально соблазненные сверстниками и взрослыми, часто прибегают к сексуальной самостимуляции – «вынужденной» мастурбации. В подростковом и юношеском возрасте эти дети могут быть склонными к беспорядочным половым связям. Движимые сильной потребностью в любви и комфорте, удовлетворения которой они ищут в сексе, полностью обесценивая при этом самих себя.
Избегание сексуальных стимулов. На фоне эмоции страха по отношению к сексуальным стимулам могут отмечаться сильная тревожность, вплоть до реакций панического непринятия, агрессии и избегания, например, ухаживаний или поцелуев. И как следствие этого — сексуальная индифферентность. Если домогательство исходило от мужчины, ребенок-жертва может бояться всех мужчин.
В дальнейшем, став взрослыми, у жертв сексуального насилия часто отмечаются нарушения сексуальной жизни, выражающиеся в избегании сексуальных отношений и неспособности чувствовать радость и удовлетворение.
Нарушение половой идентификации. Часто сексуальное насилие, связанное с ранним сексуальным опытом, и действиями, совершенными вопреки желанию ребенка, приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок. Патологическое психополовое развитие наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Девочки предпочитают более маскулинное (мужского типа) полоролевое поведение, их отличает конфликт половой идентификации, они начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, что часто выражается уже в фантазийных играх раннего детства, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами.
У девочек подросткового возраста, жертв сексуального насилия в семье, отмечаются трудности в формировании стабильной женской идентификации, так как они отождествляют себя больше со своим доминирующим отцом, чем с пассивной матерью, особенно если мать публично подвергалась психологическому и физическому насилию. Эти девочки чувствуют себя несчастными оттого, что родились не мальчиками. Предпочитая носить мужскую одежду, они скрывают под ней презираемые ими отличительные признаки своего пола. Иногда их тело (особенно девочкам-подросткам) кажется причиной насилия, поэтому они пытаются сделать его непривлекательным для насильника. Они начинают худеть или, наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой, для них также характерны попытки самоистязания или самонаказания.
В более зрелом возрасте они принимают участие в экстремальных видах спорта или грубых играх, требующих мужских качеств, предпочитают компании сверстников мужского пола.
У мальчиков отмечаются изменения в мужской половой идентификации, проявляющиеся в компенсаторном гипермаскулинном поведении и гомофобии. Некоторые мальчики демонстрируют женоподобное поведение.
У детей – жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются и нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения.
Низкая самооценка. Эти дети из-за сильных переживаний стыда и вины начинают рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением. Их низкая самооценка со временем маскируется компенсаторной грациозностью и фантазиями всемогущества. Низкая самооценка у жертв сексуальных оскорблений часто основывается на стыде и чувстве вины, которые воспринимаются как клеймо инцеста. Стыд и вина могут появляться и в отношении собственных переживаний, когда в период домогательства у ребенка возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства.
Импульсивность и поведенческие расстройства. Этих детей отличает агрессивность, асоциальность, неконтролируемое поведение. Они могут иметь большой опыт побегов из дому. Поэтому, бродяжничая или присоединяясь к деликатным группам подростков, они часто вовлекаются в злоупотребление алкоголем, наркотиками, занятия проституцией.
Потеря интереса к школе. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации, гиперактивности, специфических учебных затруднений.
Причины неразглашения факта сексуального насилия
Дети не рассказывают про сексуальное насилие по целому ряду обстоятельств.
Возраст ребенка. Если речь идет о маленьких детях, то в силу своего возраста они еще не понимают смысла сексуальных действий.
Уровень образования. Дети могут не владеть достаточным словарем, чтобы описать действия взрослого.
Запреты взрослых. Детям могут не разрешать это сделать.
Недоверие к окружающим. Рассказы детей могут игнорироваться или высмеиваться. Детей могут упрекать в лживости и в нелепых фантазиях.
Озабоченность собственным положением. Многие дети озабочены тем, как их будут воспринимать окружающие, если обо всем станет известно. Страх быть отвергнутым, смешанный с чувством стыда и вины, мешает ребенку рассказать о случившемся, но в то же время и жить с этими переживаниями очень трудно.
Психологические защиты. В такой ситуации часто срабатывают механизмы вытеснения, отрицания и диссоциации травматического опыта.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Основным принципом построения правового, социально-ориентированного государства является обеспечение охраны жизни, здоровья каждого члена общества, его чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности.
Государство Республики Беларусь охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуальных совращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю и т.п.
За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственностив виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.
Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодексе РБ о браке и семье, Уголовном кодексе, Декрете Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и других нормативных правовых актах следующим образом. Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию «жестокое обращение» (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:
Закон РБ «О правах ребенка» также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.
Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.
Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса РБ (УКРБ). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:
Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.
Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей можно говорить о таком нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Уточним, что в уголовном праве выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности.
Отдельного упоминания заслуживают суицидальные попытки. Дело в том, что в нашей стране не считается преступником человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить. Однако в уголовном кодексе закреплена ответственность за доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного (ч.2 ст. 145 УК РБ). Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников. Считается, что взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство.
Заметим также, что в последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы. Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно если от насильника пострадал ребенок, что обусловлено физической слабостью детей, незнанием ими приемов защиты, а также сравнительно быстрой потерей возможности к сопротивлению. К самым тяжким преступлениям в этой сфере относится изнасилование – половое сношение вопреки воле потерпевшей. Оно может совершаться, во-первых, с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, во-вторых, с использованием беспомощного состояния потерпевшей и/или психического давления в виде угроз, оскорблений и т.д. (ст. 166 УК РБ). Кроме того, изнасилованием будет считаться и половое сношение без применения насилия с лицом моложе 18 лет, если в силу своего возраста, отставания в умственном развитии, болезненного либо бессознательного состояния, вызванного, например, алкоголем или наркотиками и т.п. потерпевшая заведомо для виновного не понимала характера совершаемых с нею действий. Уточним, что ст. 166 УК РБ квалифицирует преступления в отношении лиц женского пола, а насильственные действия сексуального характера над мужчинами квалифицируются по статье 167 УК РБ.
Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери. Инцест, т.е. сексуальные отношения между членами семьи или кровными родственниками, принадлежит к одной из самых эмоционально-болезненных форм сексуального использования детей. При изнасиловании несовершеннолетней причиняется ущерб её здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны были это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетней, понимающей характер и значение половых отношений, но не достигшей 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности (ст. 168 УК РБ).
Установлена в законодательстве и ответственность за развратные действия в отношении ребенка (ч.1 ст. 169 УК РБ), куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения (принуждение ребенка совершать какие-либо сексуальные акты, например, дотрагиваться до гениталий насильника). Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии детей половых актов и пр. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно если это один из родителей.
В отдельную главу УК РБ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления (поскольку детям при привлечении к ответственности назначается более мягкое наказание) или иное антиобщественное поведение (ст. 172 и 173), а также злоупотребление правами опекуна или попечителя. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе, а) прямое склонение ребенка к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др., б) использование его неведения и доверчивости; в) принуждения, применение насилия или угрозы. В понятие антиобщественного поведения входит систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ; проституция; бродяжничество; попрошайничество; изготовление предметов порнографического характера. Возможно соединение бродяжничества с попрошайничеством – выведение детей на улицу в плохой одежде для создания видимости крайне бедственного положения.
Попустительство в отношении антиобщественного поведения несовершеннолетних не влечет уголовной ответственности родителей, а вызывает привлечение законных представителей к административной ответственности.
Особенно опасны для детей, оставшихся без родительского попечения, злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). В этом случае опекунство (попечительство) прекращается путем отстранения опекуна. И если опекун, а) использовал предоставленные ему права в целях получения материальной выгоды за счет опекаемого или, б) жестоко обращался с подопечным, или в) умышленно оставлял его без надзора, что повлекло существенное ущемление прав и законных интересов несовершеннолетнего, то в дополнение он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 176 УК РБ.
В целом, можно утверждать, что нормативная база для защиты прав законных интересов детей в Беларуси создана. Сложность заключается в том, что государство не всегда обеспечивает соблюдение существующих норм, в том числе, защиту несовершеннолетних от жестокого обращения. В создавшейся ситуации необходимо воздействие на общественное сознание с целью формирования негативного отношения к любому виду насилия, организация профилактической работы по преодолению этого явления и оказание действенной помощи пострадавшим.
Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию
Это один из самых трудных вопросов, которые часто задают родители детей и подростков. И трудность этого для нас заключается не в том, что мы не знаем на него ответа. Она связана с тем, что родителей редко удовлетворяет то, как мы него отвечаем. С одной стороны, наши ответы получаются слишком абстрактны и расплывчаты для них. А с другой, родители часто ожидают, что мы им подскажем какое-то конкретное действие, которое они смогут выполнить и навсегда обезопасить ребенка от наркотиков. Конечно такого действия нет, но семья может многое сделать, чтобы минимизировать риски начала употребления наркотиков ребенком.
Но, перед тем, как ответить на вопрос, что же делать, чтобы ребенок не столкнулся с проблемой зависимости, нам кажется важным прояснить, может ли вообще семья повлиять на это, так как сейчас в обществе распространены идеи о том, что ведущими в возникновении данной проблемы являются факторы, связанные с влиянием средств массовой информации, молодежных субкультур и прочими социальными факторами. Но данные современных исследований (в конце поста есть пара пособий содержащих обзоры исследований, но надо признать, они очень скучные) позволяют утверждать, что семейные факторы влияют на вероятность появления проблем с употреблением психоактивных веществ. Некоторые исследовали даже считают эти факторы ведущими. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что да, семья влияет на то, будут ли у ребенка проблемы с наркотиками или нет.
Но, тут же возникает другой вопрос, в силах ли семья полностью обезопасить ребенка от наркотиков. Также в обществе можно встретить суждения о том, что все проблемы выходят из семьи. Но опять, согласно результатам исследований, семья играет значение в формировании проблем или их предотвращении, но не только семья влияет на это. Сейчас злоупотребление наркотиками рассматриваются как многофакторное явление. Кроме семьи важную роль играют и индивидуальные факторы ребенка, факторы связанные со школой, экономические факторы, факторы связанные с доступностью и распространенностью наркотиков в местных сообществах и т.д. Таким образом, можно сказать, что да, семья может значительно снизить вероятность возникновения проблем, но не может гарантированно предотвратить проблемы ребенка.
Каким же образом семья может повлиять на вероятность появления в у ребенка проблем с наркотиками? Ученые сейчас выделяют несколько основных групп семейных факторов влияющих на вероятность появления этих проблем.
Первая группа связана с эмоциональной связью ребенка с родителями. Привязанность критически важна для нормального эмоционального развития ребенка в первые годы жизни. Но и в подростковом возрасте эмоциональный контакт, доверие, близость с родителями продолжают оставаться важными для ребенка. Соответственно, если привязанность и доверие сохраняются в отношениях между родителями и подростком, то это уменьшает вероятность начала употребления психоактивных веществ. Подросток в таком случае имеет шанс получить поддержку и попросить о помощи у своих родителей в трудной ситуации. Эмоциональная связь с родителями может быть поддерживающей, создающей чувство защищенности. Близкие доверительные отношения с родителями могут способствовать поддержанию самооценки ребенка, помогать узнавать новое о себе и о мире, помогают переживать жизненные трудности. И напротив, отсутствие доверия в отношениях с родителями, отстраненность родителей могут стимулировать развитие множества проблем у ребенка включая в последствии проблемы с наркотиками.
Еще одна группа факторов — это правила и семейные нормы. Если в семье существуют понятные правила регулирующие повседневные отношения между детьми и родителями, то это тоже снижает вероятность возникновения проблем с наркотиками. Правила могут подразумевать и последствия за их невыполнение. Но важно чтобы, правила были выполнимыми для ребенка, ребенок понимал смысл этих правил, правила последовательно выполнялись родителями и детьми. Понятные и простые правила делают для ребенка предсказуемыми реакции родителей на его поведение, укрепляют чувство безопасности, помогают научиться навыкам самоорганизации. При этом непоследовательное выполнение правил (сегодня родители не обратили внимание на неубранную комнату, а через неделю жестко наказали), или разноплановость родителей при предъявлении требований (мама наказывает, папа хвалит), установление невыполнимых, неадекватных возрасту правил являются факторами повышающими риск развития проблем с наркотиками, депрессии и пр.
Следующая важная группа факторов — система контроля поведения ребенка. Если родители знают, чем занимается ребенок, как проводит свободное время, с кем общается это уменьшает вероятность возникновения множества проблем, включая проблемы с наркотиками. Важно, чтобы родительский контроль был основан на интересе к жизни ребенка, к его стремлениям, успехам, увлечениям. При этом гиперконтроль со стороны родителей, как и отсутствие контроля, являются дополнительными факторами риска развития поведенческих проблем.
Еще одна важная группа семейных факторов связана с домашними обязанностями ребенка. Если родители доверяют ребенку часть домашних обязанностей, это поддерживает у него ощущение того, что он является значимым членом семьи. Кроме того, это поддерживает в нем самостоятельность и независимость. Поддержание независимости и уважение к самостоятельности ребенка также является важным защитным фактором от возникновения множества проблем. И, как и с другими факторами, отсутствие обязанностей или наоборот, непосильные обязанности по дому могут быть факторами риска.
Таким образом, можно дать следующий ответ на вопрос, что может сделать семья, чтобы ребенок не стал наркоманом. Семья может выстраивать отношения с ребенком основанные на поддержке ребенка с одной стороны и адекватном контроле поведения с другой. При этом важно, чтобы контроль поведения основывался не на принуждении, а на доверии ребенка к родителям. Кроме этого выжны формулировка четких ожиданий и предложение ребенку различных возможностей для активного участия в семейной жизни. У детей из семей, в которых действует такая модель, развивается «иммунитет» к трудностям, т.к укрепляются такие качества, как: умение решать проблемы, самостоятельность и осмысленное отношение к жизни. И даже если такие дети попробуют при каких-либо обстоятельствах наркотики, вероятность того, что они перейдут к проблемному употреблению снижается. Тут возникают новые вопросы: Как выстроить такие отношения со своим ребенком? И что делать, если ребенок все-таки начал употреблять наркотики? Но об этом в другой раз.
«Выстраданные» советы бывших наркоманов
Конечно, спасение этих ребят — чудо. Кто-то, прочитав эту историю, скажет: «А что мне делать сейчас? Я неверующий человек, а мой ребенок стал наркоманом!» Мы посоветовали бы родителям следующее:
Знайте: все начинается с детства. Спросите себя, много ли любви вы дали своему ребенку? Всегда ли поддерживали и понимали его? Ответив себе на эти вопросы, вы откроете для себя истинную причину, из-за которой ваш сын или дочь потянулись к наркотикам.
Для того, чтобы научить ребенка распознавать эмоции и чувства, управлять эмоциональным состоянием, своим и других людей, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих, родителям нужно начинать с себя. Описывайте свои чувства, сопровождая рассказ мимикой и жестикуляцией: когда расстроены, сделайте грустное лицо, если радуетесь, улыбнитесь шире. Ребенок должен четко понимать, как проживается любая из эмоций и чувств.
❗ФРАЗЫ-«МАЯЧКИ», КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА Следующие слова помогут детям идентифицировать ваши эмоции:
✅ «Я радуюсь тому, что ты улыбаешься»,
✅ «Я расстроилась, потому что ты не убрал свои игрушки»,
✅ «Я рассержена, потому что ты не помог мне с уборкой»,
✅ «Я счастлива, что ты сумел это сделать»,
✅ «Я грущу, потому что ты болеешь».
Проговаривайте и то, что чувствует ребенок:
✅ «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти»,
✅ «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю»,
✅ «Ты веселишься, играя с другом»,
✅ «Ты сердишься, потому что мы слишком долго ходим по магазину и ты устал»,
✅ «Ты переживаешь перед поездкой в незнакомое место». Не скрывайте от ребенка проблемы — говорите о них прямо, выражая эмоции и транслируя чувства. Тогда и он будет знать, как можно рассказывать о своих трудностях, выражать переживания, и будет более открытым. ❗ О ВАЖНОСТИ ВОПРОСОВ В разных ситуациях спрашивайте детей о том, что они чувствуют, нравится ли им то, что делают они или другие, или нет. Стройте вопросы с учетом возраста ребенка. Например, у малыша можно спрашивать: «Тебе нравится строить из кубиков башню?», «Что ты чувствуешь, когда папа приходит с работы?», «А когда видишь большую собаку?».
К детям постарше можно обращаться и с более сложными вопросами: «Что ты чувствуешь перед контрольной?», «Как думаешь, какие эмоции могут испытывать люди в подобной ситуации?», «У тебя бывают случаи, когда ты не понимаешь чувства окружающих? Расскажи мне об этом».
😄 Эмоции — важная составляющая психики, и, если вы разовьете в ребенке эмоциональный интеллект, это не только научит его делиться с вами своими проблемами, но и поможет строить отношения с другими.
❗ Задача ответственного родителя — не критиковать сами чувства или сопровождающие их действия, а объяснить ребенку, как еще можно выразить эмоции в подобном случае. Возможно, ему захочется покричать или побить подушку, отвлечься на игру или телевизор. Дайте ему время, чтобы он мог выдохнуть и переключится на другие эмоции.
Уважаемые родители!
Каждый из вас желает, чтобы дети, воспитывающиеся в ваших семьях, были здоровыми, благополучными, законопослушными людьми. Администрация учреждения образования напоминает Вам простые правила, выполняя которые вы сможете предупредить негативное влияние на ваших детей, предостеречь их от попадания в круг преступников, наркоманов, токсикоманов и алкоголиков:
ПОМНИТЕ!
Вы несете полную ответственность за воспитание и содержание своих детей. По Декрету Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в случае, если установлено, что родители:
ДЕТИ ПОДЛЕЖАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ И ПОМЕЩЕНИЮ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
После помещения детей на государственное обеспечение родители становятся обязанными лицами и обязаны возмещать расходы по содержанию детей. Содержание одного ребенка в школе – интернате составляет 290-337 тысяч рублей (в зависимости от возраста).
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ
Каждый родитель стремится стать для своего ребенка тем самым человеком, к которому тот обратится в минуту сомнений и трудностей. Но как этого добиться? Как приучить детей говорить о своих переживаниях, чувствах и проблемах? Рекомендациями делится психолог Алекс Минченкова.
Проблемы в семье - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия.
Признаки депрессивных реакций у подростков:
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.
С целью профилактики суицидов родителям необходимо:
В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:
ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желание и только потом семейные традиции и интересы.
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии
Краткие рекомендации «Как помочь ребенку в выборе профессии?»
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаки возникновения дезадаптации школьника:
Рекомендации родителям пятиклассников:
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
.
Вот некоторые пожелания, касающиеся учебного процесса ребенка и школы:
Не следует бурно реагировать на факты ссоры ребенка с другими детьми.
Ø Рабочее место должно быть достаточно освещено.
Ø Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
Ø Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
Ø Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
Ø Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
Ø Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.
Ø На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).
Ø Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
Ø Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Ø Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
Ø На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.
К таким умениям относятся:
Даже взрослому человеку сложно возвращаться на работу после месяца отпуска, а каково ребенку, который отдыхал все лето, снова вливаться в учебу после беззаботной и вольной жизни? Подобная ситуация вполне может обернуться для ребенка серьезным стрессом, и чтобы помочь ему, нужны срочные меры.
Синдром начала учебного года
С этим синдромом сталкиваются примерно 90% детей: в первую неделю учебного года школьник начинает «бунтовать». Это может выражаться в капризах, раздражительности, плохом сне, отказе от еды, а всему виной сбой биоритмов, произошедший за лето. Вольготное времяпрепровождение за каникулы расслабляет ребенка, и ему сложно резко приспособиться к школьной нагрузке и жизни по расписанию, тем более что организм не желает расставаться со «свободным графиком», возвращаясь к постоянным ограничениям.
Настройка биоритмов ребенка
Продолжительность естественной перестройки организма составляет примерно месяц, и чтобы процесс проходил как можно менее болезненно, стоит ему в этом немного помочь. Если ребенок с родителями был на курорте, то возвращаться нужно не позднее, чем за неделю до начала занятий, иначе на ребенка навалится не только школьная нагрузка, но и акклиматизация, – это плохо скажется и на самочувствие, и на психологическом состоянии. Примерно за пару недель до 1 сентября нужно нормализовать режим дня: пусть ребенок встает и ложится в одно и то же время, принимает пищу по расписанию, чтобы привыкнуть к такому графику до начала учебного года. Скука – злейший враг, поэтому ребенка обязательно нужно развлекать тем, что он обычно делает в школе: рисованием, чтением, письмом. Нужно заинтересовать этим ребенка, чтобы предстоящие уроки были для него желанными. В первые несколько недель после начала учебы не нужно давить на ребенка: отчитывать, ругать, наказывать за то, что у него что-то не получается. Ему и так тяжело привыкнуть к смене обстановки, поэтому лишний стресс ему просто ни к чему, тем более что результата от такого воздействия будет немного. Можно также записать ребенка в секцию – либо творческую, либо спортивную (главное, чтобы подобные занятия были ему интересны). Это позволит поднять ребенку настроение, а также всесторонне развить его.
Справиться с первым сильным стрессом, связанным с адаптацией, поможет долгий полноценный сон. Младшие школьники должны спать не менее десяти часов к ряду, поэтому режим корректируется и компонуется с учетом возрастных особенностей детского организма. Не стоит забывать о полноценном питании, завтрак, обилие фруктов, овощей, отварного мяса - обязательны. Естественно, все дети разные и к ним нужен индивидуальный подход, однако большинство рекомендаций подойдет для каждого ребенка. Так ему будет немного проще и комфортнее входить в рутинную школьную жизнь, и процесс адаптации пойдет быстрее!