Молодому педагогу

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

 

Начнем с организационных моментов 

На первом месте для вас должна стоять организация. Когда она налажена, работа упрощается.

1.      Будьте организованы и учите этому своих учеников. 

Это поможет вам сэкономить много времени. Поддержание чистоты рабочего места может даже уберечь вас от потенциальных болезней. Когда дети подходят к столу за помощью, зачастую начинают прикасаться к вещам грязными руками.

2.      Все материалы должны храниться в одном месте. 

Убирайтесь в конце каждого рабочего дня, и следующим утром вам не придется долго искать необходимое. Не забудьте также вымыть доску. Пусть утро начинается с чистого листа.

3.      Приходите рано и уходите вовремя. 

Не задерживайтесь подолгу, это помешает вам эффективно работать. Начинайте со срочного. Выясните, что действительно важно и необходимо, и приступайте к этим делам. Используйте один бумажный, и один электронный календарь, чтобы не сойти с ума, запоминая даты и время встреч и ваши дедлайны. Однако, не тратьте лишнее время на тайм-менеджмент. Попробуйте, например, установить таймер на полчаса и за это время управиться с задачей по планированию.

4.      Запомните правило – урок должен быть тщательно продуман «от» и «до».

Не беспокойтесь по пустякам и на всякий случай имейте план Б. То, что сработало в одном классе, может не сработать в другом. Планируйте больше, чем возможно успеть. Лучше подготовить «лишний» материал и оставить его на следующий раз, нежели думать, чем занять учеников в случае, если до конца урока осталось много времени. Имейте материалы с запасом на случай отмены или замены урока. В этом случае вы сможете занять даже незнакомую ранее группу учеников. В случае, если вы используете электронные ресурсы, будьте готовы к тому, что что-то может пойти не так. Компьютеры не всегда работают так, как нужно, поэтому план Б (или даже C) может очень пригодиться.

5.      Создайте гугл-форму для того, чтобы выяснить, чем увлекаются ваши ученики, что им дается легко, а что – тяжелее. Объедините ответы в общий файл, это поможет узнать детей гораздо лучше.

6.      Заведите дневник, в котором будете фиксировать положительные и негативные моменты рабочего процесса.
 

Взаимодействие с учениками

1.      Знать ответы не на все вопросы – это нормально.

2.      Сконцентрируйтесь на одном предмете. 

Не “распыляйтесь” на все и вся. За следующий предмет можно взяться позднее. Если погонитесь за двумя зайцами – есть риск не поймать ни одного.

3.      Любите выбранный предмет. 

Если вы и вправду увлечены им, у ваших учеников, вслед за вами, «загорятся глаза».

4.      Всегда думайте об учениках. Они первостепенны. 

Настройте себя на взаимодействие с ними, воспринимайте их в качестве ваших партнеров. Если вы завоюете их доверие, они будут направлять вас, подскажут, где можно ускорить темп, а где – притормозить. Говорите им, что именно они – капитаны их плавания под названием «учеба».

5.      Требуйте, но в то же время уважайте учащихся. 

Будьте готовы выслушать и поделиться своим мнением, начните с создания особой атмосферы, в которой студенты не будут бояться ошибок.

6.      Если ученики почувствуют вашу неуверенность в себе, вам предстоит непростой год, если проявите себя – все пройдет гораздо легче.

7.      Будьте готовы к тому, что все дети учатся по-разному, по-разному мыслят и запоминают. 

Не забывайте о персонализации: очень важно понимать,  что нравится и не нравится ученикам. Можно провести опросник (шаблонов которых много в сети) на тему того, кому как проще запоминать материал, и затем использовать все эти техники в ходе занятий.

8.      Будьте очень, очень, очень терпеливы. 

Все меняется, и все мы порой теряемся. Терпение необходимо вам для нормальной коммуникации с родителями и учениками.

9.      Грозный взгляд.

Всем знаком «тот самый» взгляд мамы, который способен вмиг усмирить ребенка. Потренируйте его дома, перед зеркалом. Голосовые связки зачастую садятся, поэтому «тот самый» взгляд пригодится не раз.

10. Составьте план поведения для учеников.

План обеспечит взаимопонимание, координацию и чувство принадлежности к коллективу. Кстати, правила в нем не должны фигурировать просто, «для галочки». Вносите в список только то, за чем вы действительно будете успевать следить.

11. Контактируйте со студентами, это самое важное. 

Постарайтесь узнать поближе каждого из учеников. Зачастую большее количество внимания уделяется самым лучшим и самым неуспевающим студентам, тогда как «среднестатистические» дети остаются в тени.

12. Не имейте любимчиков. И ни в коем случае не придумывайте ученикам прозвища.

13. У детей сильно развито чувство справедливости. 

Правила есть правила, и не нужно делать исключений, скажем, для более успевающих учеников.

14. Забудьте об учебном плане в первый день занятий. 

Дайте ученикам возможность почувствовать, что значит быть в вашем классе. У вас еще будет время и возможность поучить их, в первый же день важно задать настрой. Посвятите первую неделю общению с ними, и наградой вам будут более послушные ученики.  Что касается учебной программы, пусть дети прочитают ее друг другу сами.

15. Позвольте себе не только учить, но и учиться. 

Прежде всего, у ваших учеников. Дайте им шанс поделиться тем, что они знают.

16.  Учите своих учащихся думать.

17. Почувствуйте разницу между «быть друзьями» и «быть дружелюбными».

18. Не вступайте в спор.

В случае, когда ученики хотят с вами поспорить (такое случается), спокойно скажите: «Я не собираюсь спорить с тобой» и отходите в сторону. Не позволяйте ученику вступать с вами в баталии.

19. Избегайте конфликтов на глазах у всего класса.

В случае возникновения конфликтов, поговорите с учеником «один на один», не решайте проблему при всем классе.

20. Не забывайте, что каждый ученик – это, в первую очередь, человек.

21. Оставьте ваше эго за пределами школы и будьте взрослее тех, кого учите. 

Привыкайте к тому, что кто-то может нелестно отозваться о вас, такова наша работа.

Взаимодействие с коллегами

1.      Не знаешь – спроси, знаешь – поделись опытом!

Не бойтесь спрашивать! Обращайтесь к коллегам по любым интересующим вас вопросам. То, что у вас возникают вопросы – ни в коем случае не является признаком некомпетентности.

2.      Найдите наставника – человека, у которого вы сами сможете учиться, с кем сможете поговорить. Развивайтесь профессионально.

3.      Не изобретайте велосипед. 

Попросите у коллег помощи с поурочным планированием. Найдите самых профессиональных учителей и вежливо попросите поприсутствовать на их уроках. Конспектируйте, задавайте вопросы, запоминайте их методы. Прочувствуйте их манеру проведения занятий и внедряйте их в собственную практику.
 
4.      Начинающие и опытные педагоги, несомненно, должны контактировать. 

Важно понимать незаменимость социальных сетей и педагогических блогов. Будет хорошо, если и вы заведете свой. Начните \ записывать ваши идеи, мысли, фиксировать возникающие вопросы. Огромное сообщество учителей готово прийти на помощь и направить вас.

5.      Постарайтесь как можно скорее познакомиться с двумя людьми: секретарем и сторожем. 

Эти люди, как правило, в тени, но именно их работа обеспечивает нормальный рабочий процесс. Познакомьтесь со школьным библиотекарем. У них всегда есть интересные идеи и материалы под рукой.

6.       Соблюдайте правила, которые установились среди педагогов вашей школы и не спешите с выводами. 

Администрация и опытные учителя – не враги. Неприятные люди есть в каждой школе, будут и в вашей. Избегайте общения с ними, избегайте «нытиков» и сплетниц – они не окажут вам поддержки. Старайтесь не участвовать в обсуждении разного рода слухов.
 
7.      Будьте честным, стойким и последовательным. 

Узнайте об учениках со слов их предыдущих учителей, но не забывайте, что начинать новый учебный год стоит с чистого листа. Не общайтесь с теми, кто постоянно жалуется, напротив, старайтесь взаимодействовать с опытными учителями, которые знают свое дело, и к кому вы бы хотели стремиться. Интегрируйтесь в педагогический коллектив  школы, но избегайте «педагогического выгорания».  Вы начинаете карьеру педагога, сложную, но благодарную.

Взаимодействие с родителями

1.      Узнайте больше об ученике от родителей.

В первый день попросите родителей выполнить следующее задание: «Опишите своего ребенка с помощью миллиона…или меньшего количества слов». Это очень эффективный способ получить информацию как о положительных, так и об отрицательных чертах характера ваших учеников, о способах их мышления и памяти. Родители, как правило, пишут не менее трех абзацев. При чем, это работает в любом классе.
 
2.    Уделяйте особое внимание общению с родителями. 

Следите за тоном и речью, грамотно пишите сообщения. Позвоните им в течение первой недели, представьтесь каждому лично. В дальнейшем звоните им не только, чтобы поругать их ребенка, но и чтобы похвалить.

3.      Обратная связь с родителями.

Если вы преподаете в начальной или младшей школе, отправляйте еженедельные сообщения ученикам и их родителям. Им понравится подобная связь со школой. Подобные рассылки также помогут вам оповещать всех в один клик.


 Советы для ВАС  подготовила Автор Skyteach и преподаватель школы Skyeng Диляра Кашапова 

свернуть

ПОДГОТОВКА УРОКА

МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА

Урок - это форма организации обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов образовательного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2.  Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4.  Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Подготовка к изучению нового материала   5-7 мин.
  3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин
  4. Ознакомление с новым материалом    20 мин.
  5. Первичное осмысление и применение изученного        10 мин.
  6. Подведение итогов урока   3 мин.
  7. Сообщение домашнего задания и инструктаж      5 мин.

Структура урока обобщения и систематизации знаний

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Сообщение темы, цели урока      1 мин.
  3. Проверка домашнего задания      3 мин.
  4. Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
  5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
  6. Формулирование выводов по изученному материалу   5 мин.
  7. Оценка результатов урока 3 мин.
  8. Подведение итогов урока   3 мин.
  9. Сообщение домашнего задания  4 мин.

 Помните, что:

1) учебное занятие  должно быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия учи­теля и учащихся завершенными;

3)  необходим полный контакт во взаимодействии учителя и уча­щихся на занятии, строгое соблюдение педагогического такта;

4)  учебная деятельность на учебном занятии  должна быть управляемой — большую часть занятия активно работают сами учащиеся;

5)  здоровьесбережение в организации занятия не менее важно, чем его результат.

свернуть