Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа №16 г. Витебска имени М.И. Дружинина
С 5 по 9 апреля 2021 года в Республике Беларусь проводится профилактическая акция «Дом без насилия». Цель акции — вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.
Насилие в семье ‒ один из самых незаметных типов насилия. Мы не всегда можем узнать, что происходит за закрытыми дверями, а, между тем, на кону может стоять жизнь человека. Согласно статистике, насильственные методы дисциплинирования (как физическое наказание, так и психологическое давление) испытывают на себе 57% детей до 14 лет по всей Беларуси. Насилие в семье приводит к тяжелым психологическим последствиям для жертвы. Если насилие имело место один раз, то оно обязательно повторится.
Если вы являетесь жертвой насилия, или вам известно о случаях насилия, обратитесь на телефон «горячей линии» 8-801-100-8-801 (общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия) (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.
Так же вы можете обратиться по телефонам:
8 801 100 1611 - республиканская "Детская телефонная линия"
8 017 263 03 03 - телефон доверия для детей и подростков
8 (0212) 61-60-60 - круглосуточный телефон доверия г.Витебска
8 (0212) 60-90-63 - телефон доверия УВД Витебского облисполкома
8 (212) 64-75-37 - телефон ГУО «Социально-педагогический центр г. Витебска» (по будням, 8.00-13.00, 14.00-17.00).
Если Вы или члены Вашей семьи стали жертвой насилия, Вы можете воспользоваться услугой временного приюта на базе "кризисной" комнаты.
«Кризисная» комната – это специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
В «кризисную комнату» могут быть помещены граждане следующих категорий:
В «кризисную комнату» помещаются граждане по направлению районного отдела внутренних дел, учреждения здравоохранения, управления по труду, занятости и социальной защите, отдела образования, а также обратившиеся по собственной инициативе.
Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их основываются на принципах самообслуживания. В период пребывания в «кризисной» комнате питание граждан осуществляется из собственных средств, при возможности, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточный.
Оказание услуги временного приюта осуществляется на безвозмездной основе.
С гражданами, помещенными в «кризисную» комнату, заключается договор на оказание услуги временного приюта, который определяет условия и период нахождения в «кризисной» комнате.
ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска"
г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.20
Телефон: 8 0212 37-04-32
Телефон доверия: 8 0212 37-20-17, 8-033-903-14-95
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Рекомендации, которых должен придерживаться педагог,
наблюдающий ситуацию ссоры между детьми
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.
Стратегия поведения в конфликте:
Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон.
Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.
Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта.
Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).
Техника активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- после утвердительного высказывания - держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Техника позитивных сообщений:
1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).
2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).
3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).
4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).
Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.
Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.
Алгоритм деятельности по разрешению конфликта «17 шагов» (по А. Я. Анцупову) |
Опыт деятельности по управлению конфликтами третьей стороной может быть обобщен в определенный алгоритм - систему «17 шагов» Предлагаемая последовательность действий может уточняться исходя из особенностей ситуации. 1-й шаг. Представить общую картину конфликта и определить ее суть, исходя из анализа той информации, которой вы в данный момент располагаете. Оценить позиции и скрытые интересы обеих сторон. 2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, позиция которого на данный момент кажется вам более оправданной. Узнать о его точке зрения на причины конфликта, чего он хочет добиться и чего опасается. Установить его мнение об основных интересах и опасениях второго оппонента. 3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонентом. 4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфликта с друзьями первого оппонента. Они дадут более объективную информацию об интересах и опасениях своего друга. В дальнейшем они же могут помочь в разрешении конфликта. 5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способе урегулирования конфликта с друзьями второго оппонента. 6-й шаг. Обсудить причины, способы урегулирования и перспективы с неформальными лидерами коллектива. 7-й шаг. При необходимости обсудить проблему с руководителями обоих оппонентов. 8-й шаг. Понять главную причину конфликта и представить, что в конфликте участвуют не эти конкретные участники, а абстрактные люди. 9-й шаг. Определить подсознательные мотивы, скрытые за внешними поводами. Точно понять скрытое содержание конфликта. 10-й шаг. Определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем не прав. Поддержать в том, в чем они правы, и указать на слабые места в позиции каждого. 11-й шаг. Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий. Определить, возможно ли, чтобы стороны сами пришли к компромиссу. 12-й шаг. Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вашего вмешательства в конфликт. Чтобы не превратиться во врага одного из оппонентов. 13-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы. 14-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы. 15-й шаг. Обсудить обе программы с друзьями каждого из оппонентов, неформальными лидерами, при необходимости – с руководителями. Внести коррекцию в планы общих действий. 16-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать друзей, неформальных лидеров, при необходимости – руководителей. Лучше разрешать конфликт их руками. 17-й шаг. Обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате вмешательства в данный конфликт. |
Что в поведении подростка должно насторожить учителя
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Что делать учителю, если он обнаружил опасность
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида
Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
I-IV классы:
V – XI классы
Рекомендации психолога: как развивать творческие способности у детей
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
Ребенку предоставить:
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
ИГРЫ НА УРОКЕ
Снимают напряжение, усталость, мышечные зажимы, реализуют актуальную потребность и развивают концентрацию внимания.
Игры на реализацию агрессивной потребности
«Еж»
Условия игры: дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаются в клубочек. Но все неприятели разбежались, ежи остались в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке (повторить 3 раза).
«Хищник»
Условия игры: дети выбирают для себя предпочитаемый образ хищника (тигр, лев, волк, рысь и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, успокаиваются, уважая силу и достоинства каждого.
Игры на реализацию вербальной потребности
«Хор»
Условия игры: каждому ряду детей задается новый звук для пропевания (А-О-И-У-Е). Взрослый — дирижер, который приближает или удаляет свои ладони друг от друга, задавая тем самым громкость звучания. Громкость изменяется от минимальной до максимальной плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим звучанием.
«Улей»
Условия игры: все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать мед, становятся сердитыми, громко жужжат. Однако волнения оказываются напрасными, и пчелы успокаиваются.
«Попугайчики»
Условия игры: дети становятся попугайчиками, которые повторяют какие-то слова или подражают голосам животных с интонацией ведущего. Ведущий произносит слово и выбирает глазами попугайчика.
Игры на организацию и реализацию двигательной потребности
«Хлопки»
Условия игры: когда начинается урок, а дети продолжают шуметь, учитель может хлопнуть в ладоши в определенном ритме и попросить повторить самого шумного ученика. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее повторяет ритм тот ребенок, на котором остановится взгляд учителя. Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.
Правила: тот, кто хлопнет в ладоши, не поймав взгляд педагога, пропускает ход.
Варианты: вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.
«Порядок в классе»
Подобные игры можно использовать, если урок требует зрительного сосредоточения.
Условия игры: дети закрывают глаза, а педагог бесшумно изменяет что-нибудь в оформлении класса (например, снимает цветок с окна и др.). Чем старше дети, тем больше может быть изменений (до пяти). Дается команда ребятам: «Открыть глаза и навести порядок в классе».
Правила: кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует.
Варианты: вместо перестановки предметов можно предложить некоторым детям пересесть.
«Солнце»
Условия игры: дети сидят за партами. Учитель предлагает по речевому сигналу «Солнце» медленно подняться из-за парты, поднять руки вверх, развести их в стороны («лучики») и улыбнуться друг другу.
«Ветер»
Условия игры: дети стоят и по речевому сигналу «Ветер» делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ
Объединяют, развлекают, активизируют и способствуют релаксации.
На переменах дети с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко», «Ручеек», «Путанка», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают агрессивным школьникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям.
Иногда учителя выражают недоверие возможностям игровой терапии, задавая беспокоящий их вопрос: «Если мы все время будем с ними играть, то когда же воспитывать?» На самом деле это и есть процесс воспитания: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.
«Солдат в темноте»
Условия игры: ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команду, как идти по «правильного» пути. Например: шаг вперед, два шага влево и т.п. Все остальные дети стоят в ожидании. Когда «солдат» подойдет близко к товарищу, ему необходимо угадать, кто оказался рядом с ним. Затем «солдатом» будет другой ребенок.
«Помоги другу»
Вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием.Условия игры: дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, и его друг помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем они меняются ролями.