Проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения

30.12.2021

Проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения


С проектом изменений и дополнений

Конституции Республики Беларусь

можно ознакомиться по QR-коду

 

 

Координация работ по сбору и обобщению откликов граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, вынесенному для всенародного обсуждения, проводится Национальным центром правовой информации.

 

Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации:

  • по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;
  • посредством заполнения электронной формы, находящейся на Национальном правовом интернет-портале по адресу https://sbor.pravo.by;
  • в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой «Конституция».

 

С проектом изменений Конституции можно также ознакомиться на интернет-портале

Президента Республики Беларусь.

 

 

 

Предлагаемые изменения в Конституцию республики Беларусь.

Конституция – это манифест белорусского народа, утверждение его права на самобытное определение. Поэтому преамбуле, в которой в концентрированной форме обозначены основополагающие идеи и вектор развития страны, уделяется серьезное внимание.

Может показаться, что в текст преамбулы внесены незначительные изменения. Но каждое слово, которое было добавлено, имеет важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства.

Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Это отражает важную общемировую тенденцию. Современные государства осознали не только достоинства, но и недостатки глобализации и интеграции. Стало очевидно: сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет национальной идентичности, нет солидарности и консолидации граждан. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства.

При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, рабочая группа по доработке проекта Конституции исходила из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.

Это касается и деятельности общественных институтов (политических партий и общественных организаций), и государственных гарантий особо уязвимым слоям населения, и работы по новым направлениям (защита персональных данных, внедрение инноваций и др.). Стоит отметить, что с учетом современных вызовов вопросу сохранения конфиденциальности персональных данных в Конституции уделено особое внимание.

Приоритетом социальной политики Беларуси продолжает оставаться защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Особое внимание в проекте Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах.

Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством, то есть произойдет не только расширение прав, но и закрепление обязанностей. Конституция – это не набор льгот, это ряд гарантий, которые предоставлены государством нашим гражданам.

Повышение личной ответственности – первый шаг в направлении формирования модели взаимодействия государства и гражданина по принципу «государство – партнер», закрепленному в резолюции VI ВНС и предполагающего укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом с сохранением всех социальных гарантий со стороны государства и одновременными обязательствами граждан участвовать в развитии государства и общества.

Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа. Это сделано для настоящего и будущих поколений, для объединения духовного настроя белорусского общества, его единения и мобилизации на преодоление трудностей. Как отмечал Глава государства: «Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего».

Актуальным и для многих ожидаемым является введение нового института защиты гарантированных прав граждан – подачи напрямую в Конституционный Суд конституционной жалобы.

Помимо социального блока вопросов, предлагаемые изменения в Конституцию затрагивают вопросы государственного устройства нашей страны.

Так, рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.

Придание конституционного статуса ВНС является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.

Предлагаемые изменения также направлены на обеспечение баланса полномочий органов государственной власти. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается таким образом, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. 

В связи с тем, что высшим должностным лицом продолжает являться Президент, предполагается, что в Конституции будут несколько ужесточены требования к кандидатам на данную должность. Также планируется введение ограничений по срокам для Главы государства – не более двух. Изменения может претерпеть процедура импичмента: с учетом полномочий ВНС она будет скорректирована, в некоторой степени даже несколько упрощена.

Кроме того, в новом Основном законе будет отражено повышение роли Парламента и наделение его дополнительными контрольными функциями.

Стоит вопрос и об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав Правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.

Кроме того, законопроекты, влекущие сокращение государственных средств, а также увеличение расходов, будут вноситься в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития:

– сильное государство;

– социально-ориентированная рыночная экономика;

– традиционные христианские ценности.

Каждый белорус может принять активное участие в обсуждении проекта Конституции, потому что очевидно: на этом этапе возможно поступление предложений, которые будут заслуживать внимания. Они будут учтены, чтобы по результатам всенародного обсуждения Беларусь получила Конституцию, в которой сохранится социально ориентированная направленность с опорой на сильное государство и сильные традиции, которые существуют у нас в стране.